Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки».

Размещено: Татьяна Федоровна Бородулина - вс, 31/03/2013 - 13:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бородулина Татьяна Федоровна
Место работы, должность: 
МБОУ гимназия № 19 им. Н.З.поповичевой г. Липецка
Регион: 
Липецкая область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цель урока: 1. Формировать у обучающихся способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений).

2.Тренировать умения отличать имена существительные от других частей речи; различать их  постоянные и непостоянные признаки.

3. Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 4 кл. ч.1,2/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.- Баласс, 2008-11.

Краткое описание: 
Урок русского языка по теме:«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки».

 

  1. Тема: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки».

Цель урока: 1. Формировать у обучающихся способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений).

2.Тренировать умения отличать имена существительные от других частей речи; различать их  постоянные и непостоянные признаки.

3. Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

 

Задачи:

образовательные:

- Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и  проверочного  слова.

-Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от ихтипов.

-Графически обосновывать наличиеорфограммы в слове и подбор проверочного слова.

-Наводить справкуо написании слова в орфографическом словаре.

развивающие:

-Развивать умение       анализировать и сопоставлять добытую информацию, выделяя главное, аргументировать свою точку зрения.

- Продолжить формировать навыки и умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

-Развивать умение работать в паре.

воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному языку.

8.Оборудование: Таблица «Изменение имён существительных по родам и числам», рабочие тетради, учебник.

9.Ход урока.

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

- Что необходимо предпринять,  чтобы сделать шаг к успеху  в изучении русского языка . (Ответы детей).

- Это так, я уверенна, что вы успешно справитесь со всеми заданиями!

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Доска: (запись слов)

К_лен_, к_мыш,_лмаз, обл_ко, п___тенце, пл_ток, л_вша, к_рзина, плат_е, з_б_яка,_аша,_еня, н_ряха ,г_зета, з_бота.

- Спишите эти слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте все орфограммы.

- Есть ли среди этих слов однокоренные слова?

-  Выпишите их отдельно. (Платок, платье, полотенце. Ла//оло

- Каково их лексическое значение? Общий корень?

- От какого слова они произошли?

Плат

- Что оно означает?

 Читаем у Даля

Плат – четыреугольный лоскут ткани, иногда и холста. Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывали голову, а из других шьют одежду.

- Выделите в эти словах исторический корень.

Платок, платье, полотенце.

Что объединяет все эти слова?

А все ли записанные нами слова – это имена существительные?

- Почему вы так решили?

- Назовите тему нашего урока. (Ответы детей).

- Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

- Распределите выше указанные имена существительные по родам. (определение рода имён существительных)

- Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

- Какие слова вызвали затруднение? (левша, забияка, неряха, Саша, Женя).

 - В какой столбик вы их записали, чем вы ориентировались?

IV. Коррекция выявленных затруднений.

Запишите предложения, в котором одно из этих существительных было бы мужского рода, а в другом – женского рода.

- Какой мы сделаем вывод?

 

- Как из этого затруднения выйти? (Существительные левша, забияка, Саша, Женя, неряха – общего рода.  Род этих существительных  определяется только по тексту, в котором они встречаются)

- Как часто встречаются имена существительные в нашей речи?

Повторяем то, что знаем.

- Скажите, изменяются ли имена существительные по родам?

- Какой это признак?  (Постоянный).

- Какие ещё признаки имён существительных мы уже знаем?

- Слова которые вызвали у вас затруднение, измените по числам.

- Укажите в записанных словах одушевлённые и неодушевлённые предметы. Каким правилом  вы будете руководствоваться?

V. Обобщение затруднений во внешней речи.

- В каких заданиях возникло затруднение?

- Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило и применить их, чтобы исправить ошибки.)

- Проговорите ещё раз все  признаки имён существительных.

      VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Мы выполним самостоятельно упражнение 102 на странице 85.

Взаимопроверка в парах

Вывод: одушевлённость - неодушевлённость, род - постоянные признаки имён существительных, число – непостоянный признак имён существительных.

- Как вы понимаете  выражение «постоянный признак». ( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).

- Какими членами предложения являются имена существительные?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- Посмотрите упражнение 103 в учебнике на странице 86.

- Прочитайте последнее предложение. Спишите его, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые.

- Как вы будете действовать?

-Какими правилами руководствоваться?

- Какое это предложения, простое или сложное?

Почему? (Выполняется разбор предложения с указанием частей речи; строится схема предложения, даётся характеристика).

Аналогичная работа с предложением:

Грачи и галки строят гнёзда из веток.

Запись предложения под диктовку с комментированием.

Ранняя ива распустилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.( Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из четырёх частей).

- Какими членами предложения являются имена существительные?

Вывод:имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами предложения.

Упражнение в разборе имени существительного как части речи.

Ива – (что?), сущ., н.ф. ива, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., подлежащее.

Шмель – (кто?) сущ., н.ф. шмель, нариц., одуш., м.р., ед.ч., подлежащее.

Крылышки - (что?), сущ., н.ф. крылышки, нариц., неодуш., ср.р.,мн.ч., дополнение.

- Ну что ж, многие из вас преодолели трудности, и мы добрались до творческого задания.

Упражнение 108, страница 89. Сочинение миниатюра «Вид из окна».(Коллективное составление рассказа. Учитель даёт время для самостоятельной подготовки. Затем прослушивает индивидуальные ответы. Работа может быть проведена в группах).

IX. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какую тему мы повторяли?

- Почему эта часть речи получила такое название?  (Называет существующие лица, предметы,  вещи, явления. Самая представительная, самая существенная часть).

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли достичь цели? Как?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

 

 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория